Антикварная Миниатюрная мозаика (или микромозаика)
Мозаика - уходящее своими корнями в глубокую древность искусство. Оно по праву считается одним из самых древних и самых красивых видов искусства -
как монументального, так и декоративно - прикладного. Истоки восходят к шумерам - то есть III тысячелетии до н.э. Помимо чисто декоративной функции, первая мозаика выкладывалась на полу и имела важное практическое значение - полы отлично выравнивались, красота и долговечность мозаичных полов, растущее восхищение этим видом искусства привели к резкому расширению сферы его применения. Мозаикой украшали старинные музыкальные инструменты, антикварную мебель, посуду и по прежнему полы и даже стены храмов. Великолепные образцы дошли до нас из Древней Греции.
Заслуга "поднятия мозаики с пола на потолок" принадлежит византийцам. Они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта». Смальта (от итальянского smalto — краска из толчёного стекла; устаревшее — шмальта) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальта вообще довольно схожа с горячей эмалью, материалы практически одни и те же, отличаются лишь их пропорции и технология изготовления. Температура плавления смальты выше, чем у эмали.
Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда использовались и другие материалы. В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме это искусство поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса). В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой декорирования стен в Византии. Примером может служить мозаика «Христос - Добрый Пастырь». Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Добавления обильного золота придает изображениям особенный блеск и глубину, подчеркивая и богатство владельца и являясь самым ярким цветом в палитре. До наших дней сохранился мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему другие прославленные антикварные памятники. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, такой, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, как к примеру «Храм Софии в Константинополе». Равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским». Запрещение в Византии VIII – IX вв. иконописи резко изменило сюжеты живописных и мозаичных картин: теперь наступает расцвет орнаментов, великолепие венков и цветочных гирлянд, изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы. В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры и, впервые этот новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был необычайно богато украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Храм не сохранился, но его повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии - к примеру мозаики Гелатского монастыря, XII в.
На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси уже не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.
Своего наивысшего расцвета мозаика достигла в Италии в эпоху Возрождения. Именно в этот период созданы бесценные произведения послужившие образцами для всех последующих времен. Именно как традиционно-национальное искусство воспринимается этот вид художественного промысла в период, определяемый хронологическими рамками историзма. Если совсем по простому, то антикварная мозаика - это картина из крошечных кусочков разноцветного стекла, закрепленных специальным образом и обрамленных в соответствии со своим назначением в латунь (антикварные рамки для фотографий, разнообразные вазы , подносики, визитницы, старинные шкатулки, коллекционные табакерки), бронзу (настольные часы, каминные часы, настенные зеркала,), серебро (антикварные украшения, шляпные булавки, миниатюрные таблетницы и бонбоньерки, ручные зеркала) или золото (броши, кольца, целые парюры, диадемы, другие антикварные украшения для волос), и многое другое. Антикварная микромозаика или миниатюрная мозаика зародилась в Риме в конце 18 века, когда мастер по мозаике Жакомо Рафаэлли изобрел, а точнее заново открыл Византийскую технологию. Кремнеземный состав (смальту), который позволял вытягивать нити из расплава и трансформировать их в микроскопические кирпичики.
как монументального, так и декоративно - прикладного. Истоки восходят к шумерам - то есть III тысячелетии до н.э. Помимо чисто декоративной функции, первая мозаика выкладывалась на полу и имела важное практическое значение - полы отлично выравнивались, красота и долговечность мозаичных полов, растущее восхищение этим видом искусства привели к резкому расширению сферы его применения. Мозаикой украшали старинные музыкальные инструменты, антикварную мебель, посуду и по прежнему полы и даже стены храмов. Великолепные образцы дошли до нас из Древней Греции.
Заслуга "поднятия мозаики с пола на потолок" принадлежит византийцам. Они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта». Смальта (от итальянского smalto — краска из толчёного стекла; устаревшее — шмальта) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Смальта вообще довольно схожа с горячей эмалью, материалы практически одни и те же, отличаются лишь их пропорции и технология изготовления. Температура плавления смальты выше, чем у эмали.
Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда использовались и другие материалы. В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме это искусство поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса). В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой декорирования стен в Византии. Примером может служить мозаика «Христос - Добрый Пастырь». Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Добавления обильного золота придает изображениям особенный блеск и глубину, подчеркивая и богатство владельца и являясь самым ярким цветом в палитре. До наших дней сохранился мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему другие прославленные антикварные памятники. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, такой, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, как к примеру «Храм Софии в Константинополе». Равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским». Запрещение в Византии VIII – IX вв. иконописи резко изменило сюжеты живописных и мозаичных картин: теперь наступает расцвет орнаментов, великолепие венков и цветочных гирлянд, изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы. В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры и, впервые этот новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был необычайно богато украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Храм не сохранился, но его повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии - к примеру мозаики Гелатского монастыря, XII в.
На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси уже не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.
Своего наивысшего расцвета мозаика достигла в Италии в эпоху Возрождения. Именно в этот период созданы бесценные произведения послужившие образцами для всех последующих времен. Именно как традиционно-национальное искусство воспринимается этот вид художественного промысла в период, определяемый хронологическими рамками историзма. Если совсем по простому, то антикварная мозаика - это картина из крошечных кусочков разноцветного стекла, закрепленных специальным образом и обрамленных в соответствии со своим назначением в латунь (антикварные рамки для фотографий, разнообразные вазы , подносики, визитницы, старинные шкатулки, коллекционные табакерки), бронзу (настольные часы, каминные часы, настенные зеркала,), серебро (антикварные украшения, шляпные булавки, миниатюрные таблетницы и бонбоньерки, ручные зеркала) или золото (броши, кольца, целые парюры, диадемы, другие антикварные украшения для волос), и многое другое. Антикварная микромозаика или миниатюрная мозаика зародилась в Риме в конце 18 века, когда мастер по мозаике Жакомо Рафаэлли изобрел, а точнее заново открыл Византийскую технологию. Кремнеземный состав (смальту), который позволял вытягивать нити из расплава и трансформировать их в микроскопические кирпичики.
Столешница из микромозаики, Giacomo Raffaelli, 1805 - 1825 годы. |
Однако не меньше заслуг в восстановлении утраченной технологии принадлежит Римскому стекольщику Алессио Маттиоли, которому удалось в результате своих экспериментов найти рецепт цветной стеклянной пасты с очень высоким процентом красителей. Он сделал то, что называют "Smalti Filati", кусочки различных оттенков смешивались вместе, накаливались и вытягивались после этого в нити нужной толщины (самая толстая нить - не толще 1 мм). Это изобретение позволило возродить микромозаичную технику древних ювелиров и с этого момента, началось ее триумфальное шествие по миру. Истоки Римской мозаики - гpeкo-римская и византийская мозаика. Она создается из кусочков смальты, крепящихся друг к другу на лежащем под ними гипсе или цементе. Во второй половине 18 века, когда закончились работы в базилике Св. Петра, рабочие Ватиканской школы мозаики, оставшись без работы, во множестве стали изготавливать микромозаичные украшения и сувениры, которые быстро приобрели популярность не только в Италии, но и за ее пределами. В настоящее время микромозаику по-прежнему изготавливают в Риме и Равенне - там, откуда начиналось восхождение этой замечательной техники. К сожалению качество её со временем сильно упростилось. Старинную микромозаику от современной легко отличить по размеру тессер (кусочков, из которых составляется мозаика), она действительно микроскопическая. Современные работы более грубые, лишенные изящества, составленные из довольно крупных кусочков с бедным цветовым набором. Типичные сцены, выложенные микромозаикой, обязательно содержат цветы и различные архитектурные достопримечательности Рима и других европейских городов. Иногда встречаются необычные дизайны с изображением насекомых, птиц, собак, кошек, египетской тематики, разных ландшафтов и прочего. Специалисты говорят о том, что существует несколько видов старинной итальянской мозаики: венецианский, римский и флорентийский. Можно выделять еще несколько подвидов но, в основном это старинная венецианская мозаика которая ставилась на разный фон. Кроме традиционного черного мрамора или черной смальты использовался малахит, лазурит, авантюриновая смальта или непосредственно сам авантюрин. В венецианском дизайне ремесленники использовали самые разнообразные формы стеклянных плиток для формирования украшения. Основные мотивы - цветочные.
В римской мозаике очень маленькие тессеры, собирались вместе, чтобы сформировать картину и крепились цементом на смальтовой или каменной основе, основные мотивы - архитектурные.
XII век в истории искусства был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. Флорентийская каменная мозаика происходит от античной, стенной, византийской и традиционного изготовления наборных полов из плит цветного мрамора. Ее изображения составлены из тонких пластин цветных камней твердых пород тщательно подогнанных и соединенных с основой при помощи клеящего вещества. Во флорентийской разновидности мозаики природный камень собирается по принципу паззла. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней.
В римской мозаике очень маленькие тессеры, собирались вместе, чтобы сформировать картину и крепились цементом на смальтовой или каменной основе, основные мотивы - архитектурные.
XII век в истории искусства был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. Флорентийская каменная мозаика происходит от античной, стенной, византийской и традиционного изготовления наборных полов из плит цветного мрамора. Ее изображения составлены из тонких пластин цветных камней твердых пород тщательно подогнанных и соединенных с основой при помощи клеящего вещества. Во флорентийской разновидности мозаики природный камень собирается по принципу паззла. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней.
Флорентийская мозаика, начало 17 века. |
Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора естественных оттенков камешков с использованием их природного рисунка. Флоренция в период XVIII - XIX веков не создала никаких новых технических приемов. Что же касается декоративных особенностей, то образцы старинной флорентийской мозаики из собрания Эрмитажа, датируемые XIX веком обнаруживают множество новых стилистических черт. Нарядные, многокрасочные, с пышной орнаментацией столешницы старинных столиков предшествовавшего историзму времени уступают место более сдержанным. Орнамент отступает от центра образуя кайму, и освобожденное поле, как правило из черного мрамора (реже из малахита) где располагаются изображения различных символов, букетов, венков. Типичными произведениями лучших мастеров Флоренции, таких как Далле Валле, Бьянкини, Ромоли, являются некоторые большие столешницы, хранящиеся в Эрмитаже. Явной для XIX века становится погоня за тончайшими красочными нюансами в камне, что хорошо иллюстрируют небольшие антикварные картинки-плакeты. Как и прежде, они изготовлялись в больших количествах и использовалась для украшения старинной мебели, антикварных ларцов, пресс-папье, а нередко, вставленные в рамы, как самостоятельные, законченные картины. Не менее широко представлены в Эрмитаже римские старинные мозаики XIX века. В коллекции музея есть роскошные столешницы таких прославленных мастеров, как А. Мора, А. Агуатти, Г. Пеннаккини, Д. Рафаэллини. Но значительная часть коллекции, ничуть не уступающая по качеству, исполнена анонимными мастерами того времени. Стоит отметить, что мозаику, в отличии от живописи, вообще не всегда подписывали. Хотя в старинной микромомозаике продолжают стремиться именно к воспроизведению картин, написанных маслом, традиция, которая сложилась еще в XVI веке, будет сохраняться на протяжении еще трех столетий. Невозможно не упомянуть в этом свете работы прославленного римского художника, мозаичиста, педагога и технолога Микеланджело Барбери. Эрмитаж может похвастаться пятью его столешницами. Таких тончайших нюансов света и тени, такого богатства цветовых оттенков можно было добиться при условии не только высочайшего профессионализма, но и при определенном уровне технических приемов. К середине XIX века колористическая гамма смальты насчитывала около 28 тысяч оттенков. Главой школы миниатюрной мозаики принято считать Д. Рафаэлли, которому путем экспериментов удалось получить тессеры мельчайших размеров и разнообразной конфигурации. Популярность такой мозаики в качестве сувениров для многочисленных туристов трактовало, во многом, и круг наиболее распространенных сюжетов. Сюжеты этих небольших мозаик очень разнообразны и зачастую традиционны. Это фигурные и пейзажные композиции, бытовые сценки, собачки, архитектурные виды, птицы на ветках, всевозможные цветы. Излюбленным сюжетом были и "Голуби Плиния" - сюжет восходит к мозаике найденной в 1737 году на вилле Адриана возле Тиволи, повторяющий греческий оригинал, который ныне хранится в Капитолийском музее. Антикварные ювелирные украшения и разнообразные предметы декоративно - прикладного искусства (старинные рамки для фотографий, антикварные шкатулочки и табакерки, таблетницы, настенные и настольные зеркала, старинные настольные и настенные часы, антикварные ножи для открывания конвертов, различные вазы для фруктов и мелочей, пресс-папье, просто небольшие плакетки, картины и тому подобное) с микромозаикой стали очень популярным сувениром для всех, кто посещал Италию в то время.
А еще в XVIII в. сформировалось понятие Grand Tour как логичное завершение образования английского джентльмена. Первое упоминание о "великом путешествии" как обязательном элементе образования встречается в 1670 г. в связи с выдачей специального королевского разрешения на такое турне. В 1749 г. был опубликован путеводитель Томаса Наджента "Великое турне", после чего термин стал общеупотребительным. Путешествие по Европе включало обязательное посещение Парижа, Венеции, Рима, Флоренции и длилось один или даже два-три года. Тогда и родилось выражение "Путешествие – вершина образования". Собственно с последней трети XVIII и до начала XX веков уже вся аристократия, да и вообще, все, кто могли себе это позволить отправляли своих отпрысков в такое путешествие в качестве завершающего этапа образования.
Ну, а кто же не привозит из путешествий подарки и сувениры? К тому же мозаика великолепно вписалась в Историзм и в 1820-1890-х годах была просто необычайно популярна. Настолько, что даже старинные фарфоровые мануфактуры - Королевская Берлинская, в частности, выпускали антикварные вазы и посуду с росписью имитирующей старинную итальянскую мозаику. "Археологический стиль" в украшениях так же быстро вошел в моду. Именно Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865) популяризировал в стиль Archaeological Revival. Благодаря успешному сотрудничеству с известным археологом Микеланджело Каэтани, Кастеллани вместе с двумя своими сыновьями, создавали великолепные старинные украшения на античные темы, что принесло им всемирную популярность. И, разумеется, кто не помнит фразы "новое - это хорошо забытое старое"? Ярчайший тому пример - коллекция Dolce & Gabbana 2014 года.
Мозаичное искусство Италии являлось законодателем как в эстетической области, так и в области технической. Интерес к нему был проявлен и в Англии, и во Франции. Однако наибольших успехов в этом виде художественного творчества удалось достичь русским художникам – мозаистам. Мозаики из твердых цветных камней, которыми так щедро одарена Россия, исполнялись в XIX веке на гранильных фабриках Петергофа и Екатеринбурга. Немногочисленные сохранившиеся изделия свидетельствуют о высочайшем художественном уровне. Исполнение картин из смальты, начатое в России в середине XVIII века М.В. Ломоносовым, со смертью изобретателя, к сожалению, пришло в упадок. Интерес к ним возродился лишь в 40-х годах ХIХ века, чему немало способствовало творчество талантливого и плодотворно работавшего мозаиста Е.Я. Веклера. Группа антикварных вещей, исполненных Веклером заслуживает особого внимания – многие его мозаики, хранящиеся в Эрмитаже отличает виртуозное владение набором, удивительная сочность и яркость цвета. Ему же мы обязаны расширением арсенала технических приемов в области миниатюрной мозаики. Созданное в Петербурге в 1850-м году при участии итальянских химиков и мастеров Мозаичное заведение при Императорской Академии художеств воплотило в себе все то лучшее, что было накоплено мозаичистами предшествующих поколений. В 1847 году русские художники В.Е. Раев. Е.Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Т. Федоров были отправлены в Рим для обучения мозаичному делу в студию Микеланджело Барбери, под его непосредственным руководством. Вернувшись в Россию в 1851 году они становится художниками уже созданной Петербургской мозаичной мастерской. В Эрмитаже хранятся две работы - «Мадонна» и «Евангелист Иоанн» - относящиеся к Римскому периоду пребывания, они упомянуты в отчете Барбери. Здесь же, в сопроводительном тексте, сообщается, что из пяти круглых картин одного размера с оригинала кисти К.Брюллова три сделаны русскими мастерами в Риме, а две уже в России. К сожалению, до нас дошли только две вышеупомянутые работы.
Безусловно любой из представленных в нашем антикварном магазине предмет из старинной мозаики способен стать эксклюзивным и по истине оригинальным подарком. Антикварное пресс - папье из старинной мозаики уместно подчеркнет индивидуальность хозяина даже самого строгого рабочего стола. А прелестные старинные рамочки для фотографий просто созданы для милых детских мордашек. Следует отметить, что старинные предметы из итальянской мозаики не только отлично сочетаются и с коллекцией старинного фарфора или бисера, но с очаровательной непосредственностью вписываются в самый современный интерьер.
Алла Умнова