Выбор подарка
+7-985-763-43-34
+7-499-242-90-33
Пн. - Сб. с 11:00 до 20:00
А. Витт и Д. Леонтьев - Антикварная торговля с 1987 года
  • О нас
  • Статьи
  • Экспертиза
  • Каталог
  • Оценка и покупка
  • Карта сайта
  • Контакты

Деметр Чипарус - великий скульптор эпохи Ар-деко 

Деметр Чипарус

     В наше время легендарный стиль Ар-деко снова вошел в моду. Являясь в целом логическим развитием «геометрического» модерна – Ар-нуво c элементами классицизма и кубизма 1910-х, Ар-деко впитал в себя и другие этнические, авангардные и функциональные коды и реализовывал эстетические требования Европы и Америки следующих двух десятилетий вплоть до Второй мировой войны. Оказывая определяющее воздействие на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, мебель и одежду того времени, времени «ревущих двадцатых», «эпохи джаза» и последовавшего за ними периода экономической депрессии, Ар-деко вдохновил плеяду скульпторов и дизайнеров на создание прекрасных предметов декоративно-прикладного искусства. И помимо всего прочего – ламп Тиффани, ваз мастеров из Нанси, стекла Рене Лалика и настольных часов Картье – это в первую очередь бронзовые с костью, «хризоэлефантинные» фигуры Дмитрия Чипаруса (Dimitri Chiparus), Фердинанда Прайса (Ferdinand Preiss), Клер Колине (Clair Colinet) и других не менее талантливых скульпторов того времени. Прошедшие с тех пор почти сто лет дали верную оценку временем искусству Ар-деко и выделили лучших художников и скульпторов. И имя Дмитрия Чипаруса заслуженно возглавило этот список. 


Деметр Чипарус, Финал.

 Финал   (Finale)

     Начало двадцатого века было временем рождения, развития и становления современного танца в целом. Театрализованные танцевальные шоу на Бродвее, в парижских мюзик-холлах, европейские гастроли «Русских сезонов» Дягилева постоянно искали и вносили новые элементы, приемы и аксессуары в это искусство. Эффектные костюмы, новый сценический свет, музыкальное сопровождение рождали принципиально новый, часто авангардный, танец. Для скульптурного изображения настроения и движения оказалось недостаточно традиционных приемов патинированного или золоченого бронзового литья. Необычный рельеф костюмов скульптуры, полупрозрачные цветные патины и лаки по серебряному или золотому фону, сложные геометрические базы из разнообразных видов редкого камня и, наконец, выполненные из слоновой кости лица и открытые части тела. Контрасты текстур и сочетания цветов объемов и поверхностей почти не имели аналогов в традиционной бронзовой скульптуре, они являются приемом, впервые использованным в период Ар-деко.
Проработка поверхностей на скульптурах Дмитрия Чипаруса
                                                                                                                                                                                                          
     Ранние вещи мастера до недавнего времени были мало востребованы на рынке, то есть их цена не сильно отличалась от аналогов других авторов. Но, когда знаковые работы Дмитрия Чипаруса стали продаваться дороже ста тысяч долларов, уже любые работы с его подписью подскочили в цене. Бронзовые или хризоэлефантинные детишки, отдельные или исполненные группами, относятся экспертами к концу 1910-х - началу 20-х годов. Они, конечно, очень милые, но шанса догнать по ценам крупных танцовщиц Ар-деко у них, кажется, нет.

Деметр Чипарус, "Катание на санях". Деметр Чипарус, "Школьница". ДеметртЧипарус, "Маленький нищий"
Катание на санях (Toboggan)  Школьница (School girl)  Маленький нищий (Little Beggar)



     Обучавшийся в Париже в Школе изящных искусств, в мастерских у Антонина Мерсье (Antonin Mercie) и Жана Буше (Jean Marie Boucher), Дмитрий («Деметр» по-французски, по-румынски «Думитру», встречаются варианты «Деметер» и «Димитриус») Чипарус в своем дальнейшем творчестве совсем не похож на своих титулованных учителей. Мало общего в творчестве зрелого Чипаруса и со своим итальянским учителем – Раффаэлло Романелли. Но если посмотреть первые работы молодого мастера конца 1900-х – 1910-х годов и произведения художника 1920-х - 1930-х , то мы увидим этапы перехода Дмитрия Чипаруса от романтического реализма к Ар-деко в самом рафинированном виде. Скульптуры Чипаруса 1920-1930-х стали визитной карточкой стиля Ар-деко, каноном и наглядным пособием для последователей.


 
Деметр Чипарус, "Антинея" Деметр Чипарус, "Саломея"
Антинея (Antinea) Саломея (Salome)


     Модели зрелого периода Чипаруса – чаще девушки, стройные спортивные танцовщицы, как правило в сложных театральных или народных, этнических костюмах, девушки-флэпперы или реже исторические героини. Будучи людьми своего непростого времени, они должны быть в чем-то близки по духу девушкам из произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, экранным образам Олив Томас из американского кинематографа 1920-ых, героине Моники из романа Виктора Маргерита «Холостячка», написанного в 1922 году. Изменение гендерных стереотипов, как у женщины, так и у мужчины, активно продолжающееся с конца XIX века, привело к появлению нового образа продвинутой, как сейчас говорят, женщины эпохи Ар-деко. Общение с мужчинами на равных, независимость, уверенность в собственных силах стали необходимыми прогрессивными чертами поведения, постоянное курение и обильное употребление алкоголя перестали граничить с дурным тоном. Расширение и зачастую уничтожение границ дозволенного в интимной сфере ввергало в шок старшее поколение, воспитанное в другой семейной этике. Всматриваясь в героинь Чипаруса с удивлением замечаешь, что их лица почти не несут на себе тени эротизма и греха этой гламурной и вольной эпохи – эпохи Ар-деко. Скульптор не пытался заинтересовать зрителя сексуальным аспектом модели или сюжета, задача ставилась намного сложнее.

 

 
Деметр Чипарус, "Русский балет",фрагмент Деметр Чипарус, фрагмент композиции
 Русский балет (Ballets Russes), фрагмент Девушки (Les Girls), фрагмент
   

     Многие скульптуры Чипаруса изображают конкретных исполнительниц. Так, "Танцовщица с обручем", созданная в 1928 году, изображает талантливую танцовщицу Зулю де Бонча из Парижского театра "Folies Bergere", приму Оперы Бельградо Руаяля и актрису пантомимы Комической Оперы в Париже. Де Бонча - ученица легендарной Лои Фулер, впоследствии автор вышедшей в 1961 году книги-руководства по технике классического танца.
Альмерия входит, вероятно, в тройку самых желанных для коллекционера фигур Чипаруса и очень редко встречается на аукционах. Дмитрий жил и работал в Париже в авангардное время 1910-1920-х и лучшие актрисы французского театра того времени, российские балерины и звезды ранних кинофильмов часто были вдохновительницами его работ. Альмерия, как считается, смоделирована с балерины, хореографа и балетмейстера Брониславы Нижинской, которая была членом труппы Русского Балета Сергея Дягилева и сестрой его бывшего друга Вацлава Нижинского. Ее образ - одно из самых изысканных и визуально драматических исследований Чипаруса. Альмерия воплощает движение в стиле Ар-деко, когда новая технология преобразовывает культуру. Первая мировая война взломала устоявшиеся культурные барьеры и продвинула общество в захватывающий новый век. Ар-деко отразило эти перемены, и его модернистские геометрические формы и шикарные элементы художественного оформления вытекают непосредственно из футуризма и кубизма.
 
 
Деметр Чипарус, "Альмерия" Деметр Чипарус, "Танцовщица с обручем"
Альмерия (Almeria) Танцовщица с обручем (Dancer with ring)


     Другой сегмент работ Дмитрия Чипаруса – вещи, исполненные в шпиатре (цинковый сплав), значительно более бюджетные, чем бронзовые. Шпиатр после отливки не дорабатывается и не прочеканивается. Слоновая кость в этой линейке заменяется ивуарином – заменителем кости искусственного происхождения. Ивуариновые детали на вырезаются, а отливаются, что тоже существенно снижает цену. Ряд моделей Чипаруса, вероятно, не был востребован элитными заведениями Жюльена Дрейфуса (работавшего в Edmond Etling et Cie) и «Племянниками Дж. Лемана» (Les Neveux de J. Lehmann). Думаю, эти модели не были принципиально новыми, а во многом повторяли уже существующие. Например, «Девушка с гончими» близка по композиции хрестоматийным «Друзьям навек». «Девушка с гончими» не встречается в бронзе вообще, только в шпиатре, с ивуарином или с костью. Большой объем скульптур Чипаруса вообще никогда не встречается в бронзе, только в шпиатре. Скорее редкость в данном случае, когда модель представлена в обоих материалах. Другая причина, почему скульптура попадала в «шпиатровую группу» – фирма-литейщик считала модель просто бесперспективной. Учитывая высокую себестоимость отливки и обработки бронзы, «холодного» патинирования, резьбы костяных деталей, изготовления сложной базы их ценного камня, продажная цена готовой вещи была очень приличной. И рисковать со спорными моделями и экспериментировать в бронзе было не оправданным шагом. Другое дело – шпиатр. Ателье Ревейролиса (Editions Reveyrolis Paris), например, могло воспроизвести модель в шпиатре или в бронзе без кости, не прочеканивая и не занимаясь сложной базой из оникса. Это был товар из ниши подешевле, и ориентирован на другую группу покупателей. Сегодня на Сотбис или Кристи на торгах по Ар-деко часто встречаются шпиатровые вещи Чипаруса, покрытые великолепной зеленой или оливковой патиной, визуально не отличимые от бронзы. Соответственно, цена отличается в разы от бронзовых и на порядок от хризоэлефантинных вещей этого автора.
 
 
 Девушка с гончими - Деметр Чипарус  Лучник - Деметр Чипарус
Девушка с гончими Лучник (Archer)


     Композиция недорогих вещей, исполненных в шпиатре, могла изменяться, персонажи  уходили и возвращались, когда подрастут, изменяли окраску. Любительницы животных могли увлекаться чтением и забывать про своих питомцев. Композиции могли варьироваться значительно и в мелочах. В нашей коллекции есть несколько подобных курьозных скульптур Деметра Чипаруса.
 
 
Деметр Чипарус Деметр Чипарус Деметр Чипарус
     


     Мода на Дмитрия Чипаруса находится на подъеме, цены на лучшие вещи уверенно стремятся к миллиону долларов. К сожалению, всем не хватает оригинальных вещей. Копии и подделки встают на полки к коллекционерам и в интерьеры любителей Ар-деко. Выбор богат – можно купить на блошином рынке или интернет-аукционе «бронзовую» копию Чипаруса без кости, в коричнево-черной патине (которой не бывает на вещах Чипаруса 1920-1930 годов), не имеющую проработки, местами покрытую литейными «раковинами», немного потерявшую в процессе переформовки и переливки авторские пропорции и замысел. Она будет стоять на дешевом черном камне с некрасивыми белыми прожилками. И стоить будет недорого. Есть копии Чипаруса значительно лучшего качества, выполненные по близким технологиям, с использованием резной кости, похожей по цвету патины, хорошего пьедестала и с хорошей подписью. Часто искусственно состаренную вещь затрудняется отличить даже опытный антиквар. Поздние копии попадаются часто на европейских аукционах средней руки. Если скульптура, аналог которой несколько раз проходил в Лондоне и Нью-Йорке за 30-40 тысяч долларов, не продана в Бельгии при старте 8, это повод задуматься о ее подлинности. Хотя часто где-нибудь во французской провинции на местечковом аукционе фальшивые "Чипарусы" приближаются к мировым рекордам цены. Горе-коллекционеры думают «Удача! Я нашел в этом захолустье настоящую вещь из французской семьи». И когда таких покупателей больше, чем один, и, не подержав вещи в руках и не проконсультировавшись, они бросаются в бой по телефону…
 
 
 
Дурга (современная подделка) - Дмитрий Чипарус Танцовщица из Пальмиры (современная копия) - Деметр Чипарус
Дурга (Dourga). Современная подделка. Танцовщица из Пальмиры (Dancer of Palmira). Современная копия.


     По версии некоторых европейских специалистов по Ар-деко, как французских, так и британских, ряд моделей Дмитрия Чипаруса, в основном спортивной тематики, отливался под псевдонимом J. Darcourt. Есть также предположение, что подписи D. H. Audin (или D. H. Andin) тоже имеют прямое отношение к Чипарусу. Скульптуры с этими подписями - обычно бронзовые девушки без использования кости, по приемам и стилистике очень близки к эталонным работам Чипаруса.
 
 
Девушка и олененок. D. H. Audin


     Мало кто знает, что Чипарус, будучи успешным скульптором, писал картины. Они писались не для коммерческой продажи, а для личного удовольствия. Художник - любитель, Дмитрий отдавал предпочтение этюдам со своей жены Жюльен Люльер, очень редко писал пейзажи и натюрморты. Чипарус познакомился с Жюльен, которая была моложе его на шестнадцать лет, в 1924. В конечном счете они поженились в 1939 году, прожив вместе уже пятнадцать лет. Детей у них не было. Хотя Чипарус лепил свои скульптуры с конкретных живых моделей, было неизбежно, что черты Жюльен, сознательно или подсознательно, придавались образам танцовщиц и средневековых дам.
 
 
Портрет жены - Деметр Чипарус Жюльен отдыхает - Деметр Чипарус
Портрет жены Жюльен отдыхает. 1930-е


     Восторженно принятый публикой, Чипарус находится на высшей точке успеха с середины 1920-х до начала 30-х. В 1928 они с Жюльен переезжают из крошечной студии на улице Баро в элитное парижское предместье Нейи на Сене, в дом по адресу № 56, Бульвар Аржансон, который они отремонтировали в экстравагантном стиле и соорудили большую мастерскую для художника в саду. Пара жила на широкую ногу, но к 1936 году и дом, и дорогая мебель были проданы, чтобы оплатить накопившиеся долги. Чипарус с Жюльен переехали в квартиру в доме 7 на улице Декам, в шикарном, но менее дорогостоящем квартале Парижа Трокадеро. Во время поздних 1930-х удача совсем оставила скульптора. С внезапным началом Второй мировой войны большинство литейных мастерских, которые выпускали его работы, были закрыты нацистами, так как они принадлежали евреям. Последний адрес семьи Чипарусов - крошечная квартира-студия в 14-м районе Парижа. Дмитрий принял такой поворот судьбы с хладнокровием, почти иронично. Он продолжал ваять для собственного удовольствия, без оглядки на перспективу продаж, стараясь сохранить внутреннюю гармонию.

      Поздний, заключительный период творчества мастера пришелся на годы Второй мировой и время оккупации Парижа фашистской Германией. Дошедшие до нас редкие терракотовые скульптуры Чипаруса, созданные в 1942-1943 годах, экспонировались на Парижском Салоне. Эти замыслы Чипаруса не были воплощены в бронзе, как и большая часть его анималистических работ.В нашем собрании есть «Американский бизон» выполненный в терракоте. Эта модель экспонировалась на Салоне вместе с "Белым (полярным) медведем". Подписана D. H. Chiparus и мастерской Ревейролиса в Париже. (Editions Reveyrolis, Paris). Представляет несомненный интерес для систематического собрания скульптуры Деметра Чипаруса и Ар Деко в целом. Можно предположить, что дошедшие до нас терракотовые модели, не увековеченные в дорогой бронзе, не отлитые массово в шпиатре, часто носящие личный характер, передают нам какую-то оставшуюся в тени сторону творческой души великого мастера.
 
 
Американский Бизон - Деметр Чипарус Ромео и Джульетта - Деметр Чипарус
Американский бизон Ромео и Джульетта. 1940-е гг.


     Переживавший не лучшие времена Дмитрий Чипарус умер от удара по возвращении из венсеннского зоопарка, куда он постоянно ходил делать скульптурные этюды 22 января 1947 года. Он похоронен на кладбище Банье на юго-востоке Парижа.
 
 
Дмитрий Чипарус, 1940-е Могила Дмитрия Чипаруса
Дмитрий Чипарус. 1940-е гг. Могила Д. Чипаруса. Париж.
 

 

                                                         Автор: Алексей Витт

Материал является авторским. Распространение без ссылки на сайт запрещено © 2015 г.

2013 - 2017 (С) А. Витт и Д. Леонтьев. Все права защищены.
Заказать звонок