Ваза с гербом Воронцова
Императорский стеклянный завод
Нет в наличии
Ваза с гербом Воронцова
Императорский стеклянный завод
Нет в наличии
Наши контакты | Информация | Статистика | |||
следующими способами:
Адрес: 119146, Россия, г. Москва, Фрунзенская наб., 16, строение 1 Часы работы: Пн. - Сб. с 11:00 до 20:00 выходной воскресенье. Карта сайта |
История русского стекла
Художественное стекло является значительной и достойной частью национально-культурного наследия России. Это один из самых древних и распространенных видов отечественного декоративно-прикладного искусства, а также одна из первых и ведущих отраслей русской художественной промышленности на протяжении вот уже почти четырех столетий. Стекло на территории Восточной Европы известно с античных времен. Сюда, к северным берегам Черного моря (понта Эвксинского - моря Гостеприимного), привозили разнообразные стеклянные изделия, созданные мастерами Александрии, Восточного Средиземноморья и северной Италии. Археологические раскопки, проведенные российскими учеными в дореволюционное и советское время в причерноморских древнегреческих городах-колониях - Пантикапее (Керчь), Нимфее, Херсонесе, Ольвии, Феодосии, Горкиппии (Анапа) и других городах, дали науке огромное количество вещественных памятников: бальзамариев, блюд, чаш, кувшинов и других стеклянных сосудов, датируемых периодом VI-V вв. до н. э. - I—II вв. н. э. Местное производство стекла здесь появляется чуть позже середины II века, что подтверждается наличием стекольных мастерских в городище Алма Кермен под Бахчисараем, хотя, видимо, здесь работали римские мастера(Щапова, 1983. С. 135, 140).С Х века из Византии в древнерусское государство в большом количестве поступают разноцветные смальты, а уже в конце X века в Киеве в связи с постройкой там Десятинной церкви, украшавшейся мозаиками, появляются местные стеклоделательные мастерские. Причем интересно, что древнерусские стекла по химическому составу и технике изготовления, несмотря на родство с византийскими, все же отличаются от них. То есть в начале XI века, когда «сохранение тайны стекла было главной чертой в политике византийцев по отношению к их киевским коллегам», в Киевской Руси уже существовало местное производство стекла с собственной рецептурой и технологией варки. Таким образом, сложение на Руси самостоятельной школы стеклоделия, и именно в Киевском регионе, было обусловлено, во-первых, наличием здесь богатой сырьевой базы, во-вторых, существованием местных рецептур стекла и, наконец, взаимовлиянием собственного практического опыта и опыта византийских мастеров.
В XII веке древнерусское стеклоделие, центром которого оставался Киев, активно распространилось и в другие восточнославянские регионы, где заняло видное место. Первоначально это было изготовление смальт чрезвычайно богатой цветовой палитры, в том числе «золотой», для украшения мозаиками возводившихся монументальных христианских храмов в Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове и других городах. Было налажено и производство «окончинного» стекла, постепенно заменявшего в богатых домах слюдяные окна. Хотя даже позднее, в XVII веке, в московских царских дворцах в Коломенском и Измайлове наряду со стеклянными «окончинами» продолжали сохраняться и слюдяные. Другой важной частью древнерусского стекольного производства было изготовление мастерами Киева выдувной посуды, что свидетельствует о высоком уровне стеклоделия того времени. Кроме того, в XI—XIII веках во многих древнерусских городах - Киеве, Новгороде, Смоленске, Старой Рязани, Полоцке, Чернигове и других местах - широкое распространение получило изготовление различных женских украшений - разноцветных бус, браслетов, височных колец и перстней, которые с успехом соперничали с привозными бусами и бисером, бытовавшими здесь еще с VIII—IX веков. В связи с этим интересно свидетельство арабского путешественника конца X века о том, что привозной бисер был чрезвычайно дорог и за него отдавали состояния. Покупая эти ожерелья для своих жен, «мужья разорялись, платя от 15 до 20 копеек серебром за каждую бисеринку». Исследования российских ученых доказывают, что еще за столетие до нашествия Батыя развитие русских ремесел, в том числе и стеклоделия, достигло высокого уровня. Как известно, Киевская Русь к этому времени представляла собой могущественное государство, князья которого были в родстве со многими королевскими дворами Европы. Иностранцы называли ее «страной городов, ремесел и искусств». Однако тяжелое иго Золотой Орды, жестокое разорение городов, угон в плен мастеров на несколько столетий прервало столь успешное экономическое развитие древнерусского государства. Лишь в XV веке постепенно начинают возрождаться забытые ремесла, и в том числе стеклоделие. В прежних местах - в лесистых районах Черниговщины - возобновляется деятельность стекольных мастерских, в которых, как и в Европе, выделывается разнообразная выдувная хозяйственная утварь. Отсюда, из «черкасских» земель, из мелких ремесленных мастерских на протяжении XV - начала XVII века вывозится широкий ассортимент обыкновенного, ординарного стекла «простой материи», как его называли, «зеленой» и «голубой ВОДЫ». Везут его в новый центр Руси - в Московское государство, а также в Великий Новгород, Смоленск и другие русские города. Со временем деятельность мелких черкасских ремесленных гут, хотя и многочисленных, не могла удовлетворить возрастающий спрос на стеклянные изделия Московского государства, активно расширяющего торговые связи с Западной Европой. В начале XVII века через Ганзейский торговый союз в Архангельский порт и Великий Новгород стало поступать баснословно дорогое «виницейское» стекло с цветной филигранью, уже покорившее всю Европу; торговцы привозили диковинные зеркала, которые женихи охотно дарили невестам в качестве свадебного подарка. В большом количестве поступали стеклянные бусы, изготовленные не без влияния венецианских стеклоделов. Раскопки, проведенные в последние годы на территории Москвы, свидетельствуют о широком бытовании стеклянных предметов роскоши. Стеклянная посуда в начале XVII века употреблялась при царском дворе, в царских аптеках и в казенных питейных заведениях — «кружечных дворах» («кружалах») для «помещения пробного и образцового вина». В XVII веке, с укреплением Московского государства, стеклоделие вступает в новую производственную стадию. Все возрастающие потребности в разнообразном стекле - бытовом и предметах роскоши - приводят к необходимости создания собственного стекольного производства. В результате уже в первой половине XVII века под Москвой появляется собственное производство стекла — «заводятся первые стекольные заводы. В 1634 году с разрешения царя Михаила Федоровича под Москвой, в селе Духанино Дмитровского уезда, швед Е. Койет начал строительство первого русского стекольного завода. Завод был открыт в 1639 году и выпускал аптекарскую посуду и оконное стекло. Позднее, в 1668 году, в подмосковном селе царя Алексея Михайловича - Измайлове - по его указу заводится» теперь уже казенный завод, также мануфактурного типа, но более крупный и приближенный к столице, выпускавший продукцию «про обиход великого государя». И действительно, завод оправдывал свое предназначение, выпуская для царя и его окружения огромный ассортимент бытовой посуды. Украшались эти изделия богато, в соответствии с новыми европейскими влияниями - позолотой, шлифовкой и гравировкой. Венецианское стеклоделие, создавшее в Европе XVII столетия целое направление - facon de Venise, нашло свое отражение и в изделиях «фигурного дела Измайловского завода. Первые два десятилетия в Измайлове работали иноземные «скляничные» мастера, называвшиеся «виницейцами», бывшие выходцами из Чехии, Германии, Голландии и балтийских стран. Они-то и перенесли на русскую почву свой опыт и умение, сложившиеся под влиянием венецианского стеклоделия. Так, известно имя фигурного мастера» голландца Индрика Лерина, проработавшего на Измайловском заводе практически от его основания и до перевода в Аптекарское ведомство и с деятельностью которого связывают целый ряд кубков-«шутих». Изделия «фигурного дела» - «рюмки долгие», в сажень» и «кубки потешные» - среди огромного разнообразия продукции Измайловского завода выделялись особо. К таким изделиям относятся редчайшие кубки с «секретами» - системой потайных трубок, позволявших неожиданно облить фонтаном пьющего в этот момент человека. Украшались такие кубки богатым пластическим декором: лепными и выдувными фигурами птиц, коней, оленей, баранов, разнообразными цветами и листьями, что сближает их с изделиями венецианских мастеров. Подобные изделия с «секретами», распространенные в Европе еще в XVII веке под влиянием Венеции, в России также пришлись ко двору царя Алексея Михайловича, где всякого рода «шутейные» забавы были чрезвычайно любимы и распространены. Говоря о фигурном стекле Измайловского завода, следует констатировать, что венецианское стеклоделие, давшее толчок для развития в Европе целого направления в «венецианском стиле», так называемого facon de Venise с его развитой пластической системой формообразования, было чрезвычайно созвучно традициям русской народной пластики XVI-XVII веков. Измайловский завод сыграл огромную роль в становлении русского художественного стеклоделия XVII века и оказал направляющее влияние на последующий ход его развития. Мастера Измайловского и казенного Воробьевского заводов, работавшие затем в Ямбурге и Киеве (на основанном там в 1720 году по указу Петра I стекольном заводе), перенесли на новые места секреты стекольного мастерства, наработанные ими на «государевом» заводе за 30-40 лет. В начале XVIII века центром стекольного производства становится Петербургский регион, где новая отстраивающаяся столица потребляет огромное количество стекла. Но перевод стекольного производства на новое место стал не просто географическим перемещением. В общем процессе программной «европеизации» России петровского времени можно говорить также и о развитии нового этапа в русском художественном стеклоделии: о переориентации от венецианского стеклоделия к центрально-европейскому. В первую очередь это выразилось в сложении отечественной школы гравировки, родственной европейской, в частности богемской. Начало этому процессу было положено еще в Измайлове, затем на ямбургских заводах А. Меншикова, а в середине XVIII столетия достигло наивысшего расцвета на Петербургском заводе. В последующие полтора столетия - вплоть до начала XX века - изделия Императорского Стеклянного завода, исполнявшиеся по проектам крупнейших зодчих и руками лучших русских мастеров, украшали интерьеры многочисленных столичных дворцов и загородных резиденций членов императорской фамилии и высшей аристократии, поражая своим великолепием и совершенством. Императорский Стеклянный завод, ставший передовым предприятием и являвшийся своеобразной художественной лабораторией для частных предприятий, стоял в одном ряду с крупнейшими заводами Европы, принося славу российскому стеклоделию. Неоценимый вклад в развитие русского художественного стеклоделия внес великий Михайло Ломоносов. В 40-х годах XVIII столетия в результате многочисленных опытов в лабораториях Академии наук им была разработана обширная рецептура цветного стекла. По разрешению Сената М. Ломоносов получил беспроцентную ссуду в 4000 рублей на пять лет и в 1754 году построил в Усть-Рудице стеклянную фабрику, где «к пользе и славе Российской империи» наладил производство изобретенного им цветного стекла - одного из самых сложных видов стекольной продукции. На заводе выпускались разнообразные цветные изделия, смальты, а также был разработан метод изготовления «галантереи» - бисера и стекляруса, модного товара, ранее в России не выпускавшегося и поступавшего из-за границы «ценою на многие тысячи». Что касается частного стекольного производства, то с XVIII столетия благодаря протекционистской политике Петра I и его преемников, предоставлявших льготы частным производителям и ограждавших их от заграничной конкуренции повышениями таможенных ввозных пошлин и даже запретами ввоза импортного стеклянного товара (с 1800 г.) и т. д., число новых заводов быстро возрастало. При этом для сохранения лесов, в которых «крайняя нужда состоит», правительственными указами 1744, 1759, 1762 годов строительство стекольных (а также железных и винных) заводов в радиусе 200 верст от Москвы и не ближе Ямбургского уезда от Санкт-Петербурга запрещалось, а указом Сената 1754 года ранее построенные заводы и вовсе подлежали уничтожению. Тем не менее, несмотря на подобные противоречивые меры, к началу XIX века насчитывалось более пятидесяти стекольных заводов, а в первой четверти столетия, согласно ведомости 1814 года, стекольных заводов было уже 146. Из них наибольшее число приходилось на Владимирскую губернию - 22 завода, Петербургскую - 14, Волынскую и Черниговскую - по 11, Смоленскую - 9, Киевскую, Орловскую и Рязанскую - по 8, Калужскую - 3 и т. д. Это были преимущественно заводы, построенные представителями дворянских классов и купечества в своих поместьях. Среди владельцев заводов известны купцы Мальцевы. Немчиновы и Болотины, дворяне Бахметевы и Орловы Олсуфьевы и Полторацкие, Голицыны и Юсуповы Паншины, Меншиковы, Небольсины и другие. К середине XIX века с развитием капиталистических отношений частное предпринимательство по производству стекла активизируется, расширяя географию своего распространения не только в европейской части империи (хотя и преимущественно) но и в отдаленных сибирских и азиатских регионах, составляя по статистическим данным 1838 года - 185 заводов, 1874 года – более 200. К началу Первой мировой войны количество стекольных предприятий уже приближается к четырем сотням. Таким образом, уже со второй половины XIX столетия Россия становится крупной страной по производству стекла, обеспечивая стеклянной продукцией не только внутренний рынок, но и имея сбыт за рубежом. И хотя из многочисленных русских стеклозаводов XVIII - начала XX века бытовое и декоративное стекло выпускали далеко не все, тем не менее продукция этих предприятий сыграла существенную роль в формировании художественного уровня отечественного стеклоделия в целом. Императорский Стеклянный завод и ведущие частные предприятия являлись постоянными участниками всероссийских и международных художественно-промышленных выставок XIX - начала XX века, где неизменно удостаивались самых высоких наград. |
ПОДПИСКА
|