Забытые художники - Сунгуров Антонин Иванович
Сунгуров Антонин Иванович
(1894, с.Титовка Самарской обл. – после 1952) русский художник, график.
Русский художник Антонин Сунгуров родился в России, в селе Титовка Самарской области в 1894г, будучи сыном сельского священника Сунгуров окончил четыре класса духовной семинарии, после чего учился в Киевском художественном училище и в Саратовской школе рисования.
В 20 лет (1914 – 1915 гг.) он уже преподавал рисование в школе-приюте в Киеве. В 1916 г. Антонин был призван на военную службу.
С 1920г. он жил в Китае, в деревне недалеко от Харбина, работая учителем рисования и черчения в коммерческом училище. Писал пейзажи и картины, посвященные истории, этнографии и современной городской жизни Китая. Занимался изучением китайского лубка.
Лесной пейзаж . Этюд. 1920-е гг.
На выставке Общества изучения Маньчжурского края в 1925 представил несколько пейзажей с видами сопок и Хингана. У наследников сохранилось два альбома с фотографиями, снятыми в 1924-1925 гг. на художественных выставках в Харбине.
Предсказатель. 1927 г. | Улица китайского города. 1928 г. |
В 1928–1929 преподавал в школе для детей граждан СССР.
В 1927-29гг. художник выполнял иллюстрации для журнала «Юность».
Организатор и участник 1-й художественно-этнографической выставки из собрания КВЖД (Харбин, 1933).
В 1934 переехал в Тяньцзин. Преподавал рисование в консульской советской школе и в Китайской художественной школе.
Набережная Сунгари. 1934 г.
Работы Сунгурова экспонировались на первой художественно-этнографической выставке из собрания КВЖД в Харбине в 1933г.
В 1936г был членом строительного комитета по строительству часовни-памятника памяти Венценосных Мучеников в Харбине.
В 1940 вернулся в СССР. Преподавал рисование в средних школах Москвы. Сунгуров много путешествовал по стране, в частности, по средней Азии.
Махалля. 1947 г. | Натюрморт с сиренью. 1947 г. |
В 1951 в помещении Московского института усовершенствования учителей состоялась его персональная выставка, закрытого характера.
В ранних картинах Сунгурова чувствуются зарисовки того ,что прежде всего бросается в глаза иностранцу из китайского быта, что принято было называть «китайщина», что первично и поверхностно. Даже у художников с крупными именами не редко можно встретить «базарные» картины с развесистой «китайщиной», что никак не назвать художественным. На многих таких полотнах Китай походит на переодетую Европу. Но художник преодолел эту погоню за экзотикой. Творчество художника Антонина Сунгурова дало реалистичную картину китайской жизни того времени.
В картинах Сунгурова прогладывается пять основных тем: уличная жизнь китайского города, профессия и типы города, религия и традиции, жизнь на реке и китайская деревня. Говоря обобщенно, на полотнах Сунгурова представлен китайский город, вернее два города, а именно Фуцзядянь около Харбина и Ашихэ вдали от Харбина. Антонин Сунгуров чувствовал и понимал жизнь китайского города. Это понимание красочно раскрыто в ряде картин, посвященных городской бедноте, мелким торговцам (торговля сигаретами, сладостями, подушками, мясом, сладким рисом и др.) и бродячим ремесленникам (паяльщик, парикмахер, фотограф и др.). Его работы интересны своим рисунком и передачей натуры, как серия жанровых этюдов, объединенных под названием «Профессии и типы китайского города». Все они сделаны на месте с натуры или по карандашным эскизам. Городская беднота, мелкие торговцы и бродячие ремесленники – типаж для большого количества тем из жизни китайского города. Все эти «бытовые мелочи» и есть сильная сторона творчества А.Сунгурова. Художник во многих из своих работ поднялся до большого мастерства. Интерестны также его полотна на деревенские темы.
Даже в таких областях, как быт, религия и традиции, художник Сунгуров показывает жизнь, как она есть. В полотнах посвященных кладбищу и кладбищу богатых Сунгуров показывает образцы большого художественного реализма. Несколько полотен на тему религия и традиции не нарушают центральной устремленности автора. Народные и религиозные праздники (новый год, ряженые, поминовение усопших, праздник омовения Будды), духи народных верований и популярные боги, а так же полотна посвященные внешнему виду китайского города и художественные зарисовки труда составляют большую группу картин на тему полнокровной этнографии. В них изображена жизнь без прикрас и дешевой экзотики. Антонин Сунгуров вплотную приблизился к научному китаеведению, и его работы на китайские темы, в этом отношении, имеют большое культурное значение. К сожалению его «китайский» период описан мало, и известен крайне узкому кругу ценителей живописи, что напрямую говорит о редкости и ценности этих работ.
Перед смертью художник передал более 300 работ в Советский Фонд Мира.
Заячьи следы. 1925 г.
Маша Кац
Материал является авторским. Распространение без ссылки на сайт запрещено © 2014г.